ГЛАВНАЯ    |     ИСС    |   Анкета    |   ПСИХОЛОГИЯ    |   Тонкие Энергии    |    Ссылки    |    ГОСТЕВАЯ




Значение веры

      Вера вообще играет особенную роль как фактор, способствующий внушению. Поэтому во все времена являлись целители, которые одним взглядом, словом и даже простым мановением руки или жестом, а в иных случаях ничего не значащими и при том не ложными действиями заставляли прозревать слепых, ходить параличных или немощных, исцелять прокаженных и "бесноватых" и даже воскрешать умерших. Само собою разумеется, что дело идет здесь о слепоте и параличах функционального происхождения, о слепоте нервного происхождения, об истерической одержимости и о так называемых мнимо умерших. Не останавливаясь на всех известных примерах в библейские и евангельские времена и на тех примерах, которые легко заимствовать из жизнеописания святых (четь-минеи)*, мы приведем здесь лишь более современные нам случаи. Один из ярких примеров подобного влияния веры представляют недавние подвиги в Америке немецкого эмигранта Шлятера, который, начав башмачником в Данвере, вообразил, что его призвание заключается в том, чтобы просветить всю Америку евангельским учением. С этих пор он закрывает свою торговлю и, превращаясь в странника, выдает себя за Мессию и исцеляет многих наложением своей руки. Вскоре молва о производимых им чудесах повлекла за ним толпы приверженцев, на глазах которых совершались чудесные исцеления. К нему стало стекаться множество больных, жаждущих наложения его руки, так что он уже не успевал удовлетворять всех, ищущих его помощи.
      Заимствуем описание одной сцены, сделанное репортером и характеризующее яркими штрихами влияние Шлятера на толпу: "со всех сторон были видны мужчины, женщины и дети с печатью душевного страдания на лице; с каждой минутой толпа увеличивалась и скоро вся местность представляла море голов, насколько можно было охватить взглядом. Потом внезапное движение прошло по собранию и всякий даже малейший шепот затих… пришел Шлятер. Когда я приблизился к нему, мной овладел сверхъестественный страх, который было трудно проанализировать. Моя вера в этого человека росла вопреки моему разуму. Бодрствующее, контролирующее, мыслящее, рассуждающее "я" стало колебаться, терять свою силу, а рефлекторное, подбодрствующее начало укрепляться. Когда он отпустил мои руки, моя душа признала какую-то силу в этом человеке, чему по-видимому противились мой ум и мой мозг. Когда он раскрыл мои руки, я почувствовал, что мог бы упасть пред ним на колени и назвать его владыкой"*. * Б.Сидис. Психология внушения. Loco cit.
      Особенной славой Шлятер пользовался в штате Колорадо. Затем он отправился в Мексику, после чего вскоре исчез и никто не знал, что с ним сталось. Его приверженцы уверяли, что он отправился в другие страны для проповеди, другие - что он вознесся на небо. Пользуясь этим, то там, то сям стали являться его подражатели - лже-Шлятеры.
      В конце концов скелет настоящего Шлятера был найден совершенно случайно под одним деревом двумя исследователями Сьерра-Мадре в 50 милях от casas grandes* в провинции Чигуагуе. Этот поражающий пример, взятый из жизни современного общества, показывает нам со всею яркостью, каково может быть действие внушения в бодрственном состоянии при условии слепой веры в силу производимого влияния.
      Исстари известное целительное влияние веры, которому между прочим посвящены исследования H.Tuke^a, Regnard'a, Littre ВоитеиШе'а, Charcot (La foi qui guerit) и др., здесь сказалось со всею яркостью. Помимо всего прочего вера является столь благоприятной почвой для самовнушения, что она нередко совершает этим путем чудесные исцеления и там, где обыкновенное внушение оказывается бессильным. В этом отношении пример Шлятера делает нам понятными многие из тех внезапных исцелений во время религиозного воодушевления, которые известны были уже в древности (например в древних храмах, посвященных Эскулапу, в египетских храмах Сераписа, особенно в Мемфисском и Александрийском, или в храмах Асклепия Древней Греции), которые случались во все времена и которые повторяются еще и поныне. Особенно известны исцеления, происходившие в начале нашей эры в Палестине, а также в период средних веков (исцеления на могиле Людовика IX, в базилике С. -Дени и пр.), позднее - так называемые Сен-Медарские явления. Для этого рода исцелен
ий требуется тот или другой объект поклонения и веры. Поэтому эти исцеления чаще всего происходят в храмах, но они также могут происходить на месте религиозных видений и на могилах лиц, прославленных своим подвижничеством, перед так называемыми "чудодействующими" иконами и изваяниями, наконец просто при каком-либо объекте, связанном с жизнью и деятельностью лица, прославленного своею "святостью" и близостью к божеству, а тем более при виде самого лица, за которым народная молва упрочила славу святости. Прекрасным примером такого рода исцелений могут служить многочисленные исцеления в Лурде, происходившие на месте прославленных видений Богородицы простой девушке и описанные в книге Henri Lasserr*a, в Annales de Lourdes и в Journal de Lourdes и известные также по роману E.Zola.
      Не менее поучительны исцеления в местечке Кнок, вблизи Клареморри в Ирландии, история которых начинается с 79 года, то есть со времени имевшего место видения Пресвятой Богородицы.
      Подобные же исцеления происходят и во всех вообще местах религиозного поклонения народных масс, когда религиозное воодушевление стекающегося народа достигает необычайной степени. Еще недавно во время бывших религиозных торжеств в местечке Сарове такие исцеления происходили массами. Некоторые из этих случаев исцеления были исследованы с разрешения местных властей врачом нашей клиники д-ром Никитиным*, причем все они, как и должно было ожидать, оказались случаями разнообразных проявлений истерического невроза.
      Мне известно несколько случаев исцеления, где тяжелый недуг во время религиозного воодушевления исчезал, как по мановению жезла.
      Иллюстрации ради я приведу здесь случай чудесного исцеления, случившегося несколько лет тому назад в Петербурге.
      Мальчик Г. страдал параличом истерического происхождения, природа которого, к сожалению, осталась нераспознанной со стороны известного в Петербурге психиатра, признавшего его неизлечимым. Парализованный мальчик оставался беспомощным уже много лет, как вдруг однажды во сне он увидел лик Божьей Матери, приказавшей ему поклониться святой иконе, находящейся в часовне по Шлиссельбургскому тракту у Стеклянного завода и известной тем, что ударом молнии в 1888 г. было разрушено все внутри часовни, но сохранился лишь образ Божьей Матери, причем лик ее оказался усеянным в форме венца медными монетами из сборной народной кружки. Только что указанное обстоятельство сделало эту икону особенно почитаемой в населении и она уже давно славилась и славится как чудотворная, привлекая к себе толпы народа для слушания пред ней молебнов. Проснувшись после замечательного сна, Г. настойчиво начал просить себя повезти к упомянутой иконе и, когда желание его было исполнено, то оказалось, что уже во время молебна он получил возможн
ость стоять на ногах и с этих пор начал ходить.
      Другой известный мне случай подобного же рода заключается в следующем:
      Больная А., происходящая из невропатической семьи, никогда ранее ничем не страдавшая, в период сформирования на 12 -13 году заболела после сильного нравственного волнения так называемой истерической астазией-абазией, выразившейся полной невозможностью ходить, хотя отдельные движения ногами и производились. Она не могла вставать с постели и, хотя могла двигать своими ногами, но была лишена возможности удерживаться на них стоя и не могла вовсе ходить. Однажды, когда ее болезненное состояние приводило уже в отчаяние ее родных, она вдруг, проснувшись от сна, заявляет: "Мама, не плачь о моем здоровье, я поправлюсь; мне нужно быть у тетки и помолиться Спасителю!" Надо заметить, что в том доме, где жила ее тетка, имелась почитаемая жильцами икона Спасителя. Эту икону больная накануне видела во сне и вместе с ней связала в мыслях свое исцеление. После настойчивых просьб она была доставлена в дом тетки, к иконе Спасителя. Она была оставлена на некоторое время у этой иконы, пред которой она молилась на коленях в религи
озном исступлении в течение около получаса, после чего она встала на ноги и до такой степени почувствовала себя хорошо здоровой, что приехавшую к ней мать вскоре же после бывшего происшествия она встречает уже совершенно здоровой и для полной убедительности своего здоровья показывает ей известные па из венгерки.
      Третий известный мне случай относится к женщине, страдавшей истерическим безречием (Aphasia hysterica). Эта больная, вследствие продолжительного тяжелого.недуга, лишившего ее возможности говорить, была помещена в клинику. Здесь лечение недуга больной, происходящей из простого класса, оставалось некоторое время безуспешным. Но однажды она видит во сне образ Богородицы и слышит голос, призывающий ее помолиться для ее исцеления. Пробудившись, больная усердно молится, и получает исцеление.
      Но не обнаруживается ли в большей или меньшей мере целительное влияние веры и во врача, подходящего к кровати больного? Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное слово со стороны врача и наоборот, как иногда убийственно в буквальном смысле слова действует на такого же больного холодный приговор врача, не знающего или не желающего знать силы внушения.
      Сколько пациентов, обращаясь к врачу для лечения своей зубной боли, должны сознаться уже в приемной врача, что помощь им становится излишней вследствие того, что зубная боль исчезла как раз перед тем моментом, когда больной мог увидеть своего врача.
      Надо впрочем заметить, что далеко не все лица верят слепо в могущество того или другого врача по отношению к своей болезни, а потому и психическое влияние врача на своих пациентов в различных случаях бывает неодинаковым.
Сайт создан в системе uCoz