Абсолютный нигилизм
поколения дадаистов не был легкомысленной позой, он оказался
спровоцированным драматическим историческим контекстом – войной в
Европе 1914– 1918гг. В начале 20-х годов еще свежи были воспоминания
о страшной бойне, страсти были накалены. Ален и Одетт Вирмо в своей
энциклопедии “Метры сюрреализма”, упоминая Дада, пишут: “Чтобы в
этой раскаленной атмосфере суметь навязать новые идеи, приходилось
кричать как можно громче. Тон задавали апостолы войны и глашатаи
победы… Попытки заглушить царящие в то время ура-патриотические речи
были небезопасны и предполагали исключительную мощь легких. Дадаисты
к этому времени, как известно, встали в решительную оппозицию всем
“воякам” и той цивилизации, которая пожелала, допустила и воспела
войну. При этом они выбрали язык насмешки, абсурда, почти
буффонады”.
Дадаизм с первых своих
шагов оказывается космополитическим движением. Завсегдатаями “Кабаре
Вольтера” были представители многонациональной художественной
богемы: румын Тристан Тцара, немец Хуго Балль, франко-немец Жан Ганс
Арп и др. Программным документом
движения был “Манифест Дада 1918 года”. В это время Тцара сближается
с и Франсисом
Пикабио, которые уговаривают его перебраться из Цюриха в Париж, где
Тцара знакомится с поэтами Андре Бретоном, Луи Арагоном, Полем
Элюаром, Филиппом Супо и
Пьером Реверди. Дадаизм переживает новый расцвет в 20-22 годах, вся
Европа оказывается поражена дадаистским вирусом. Но многим
последователям дада начинает казаться, что они вращаются в замкнутом
круге. Часть художников – будущих сюрреалистов - стремится начать
все заново и опираться на теорию, в которой наряду со всеобщим
отрицанием главенствующее место должно было занять бессознательное.
Дадаистами создается ряд
“бессмысленных” произведений: “Святая дева” Пикабии выглядит как
чернильная клякса. Картина “LHOOQ” Марселя Дюшана представляет собой
репродукцию Моны Лизы с пририсованными усами. Другая его
произведение под названием “Фонтан” представляет собой писсуар с
росписью художника. Дюшан вырывает банальный объект из его контекста
в соответствии с концепцией “готовых” объектов. Внезапно возникнув, дадаизм
также внезапно, в 1922 году закончил свое существование, отступив
перед победным натиском сюрреализма. С одной стороны, он
способствовал усилению процесса развития абстракционизма, с которым
многие дадаисты впоследствии сомкнулись, с другой стороны он
послужил почвой сюрреализму. Дадаизм - одно из направлений
абстрактного искусства (с1916г. по1926г.).
Это течение вошло в историю культуры как
бунтарское направление, разрушившее традиционные изобразительные
приёмы и существенно обновившее технику письма. Возникнув как
литературное течение, это направление искусства проявлялось и в
живописи, и в фотографии, и в скульптуре.
Само название настраивает на игру, на
французском "дада" - детская игрушка в виде коня, на немецком -
"будь добр, слезь с моей шеи", у детей - лепет. По-русски "дада"
(да-да) - двойное утверждение.
Несмотря на задачу всеобщего отрицания,
дадаизм был связан с эстетикой современных ему художественных
течений. Его представители смогли нащупать основу будущих
художественных течений и придумать некоторые совершенно новые приёмы
и формы творчества такие как коллаж, "аэрограммы", "реограммы".
Дадаисты первыми стали представлять обыденные предметы как объекты
искусства “Дада”-бессмысленное слово или вернее могущее иметь много
разных несвязанных между собой значений: хвост священной коровы,
детская деревянная лошадка, детский лепет. “Дада”-породило кратковременное шумное течение- дадизм.О
любом течении искусства точнее всего можно судить по конкретным
произведениям но дадаисты больше славились крикливыми лозунгами и
экстравагантными выходками ,чем создание картин. Макс Эрнст
один из основателей немецкой группы “Дада” – причисляется к более
умеренному крылу дадаизма. В его картинах “Изинчтожение
невинных”,”Император Убу”: и.т.д. сухим безжизненным письмом
изображено алогичное сочетание людей и вещей. Для другого
влиятельного представителя дадаизма-Франсиса Пикабия- характерны
картины напоминающие технические чертежи : “ Дитя карбюратор”,
“Любовный парад”. Подобные
произведения дадаизма являются каким то проблеском в общем
сумбурном, анархичном бунте художников “Дада” против надоевшей и в
то же время необходимой действительности, а в конечном счете- против
всего человеческого прошлого и настоящего. Возможно из за этого
противоречивого проблеска короткое время дадизмом интересовались
такие крупные прогрессивные художники и писатели, как Пабло Пикассо,
Поль Эллюар и.т.д. Произведения
дадаистов прежде всего странные бессмысленные коллажи или просто
неуместно выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи
. Дадаизм ни в
социальном, ни в художественном смысле не представляет собой
сколько-нибудь программного тем более целостного течения. Но кроме
того ,это та “пустота”,то “ничто”, пройдя сквозь которое большинство
уходило в сюрреализм, а некоторые -в
абстракционизм.
“Каннибальский манифест Дада” ДАДА-это Искусство! Это, на мой взгляд, одно из тех течений, имевших громкую славу; непринятое большинством, и ,как следствие этого-прожив бурную и короткую жизнь. ДАДАИЗМ-это памятник пластиковой бутылке, это картины с наклееными на ней предметами... Это философский абсурд, это камень преткновения, это отрицание всего классического и принятого большинством. ДАДА-это всё и ничто. Это есть и этого нет. Это есть в каждом, но не все это принимают. Наверное, у Дада есть запах: запах мятежной весёлости, запах вечного поиска абсурда. Источники:http://izo.km.ru и МОЁ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ. |